19.04.2024

“Во глубине сибирских руд…”

"Во глубине сибирских руд..."

Во глубине сибирских руд
Храите гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

"Во глубине сибирских руд..."

Отсутствие прямого именования адресатов, лирического ВЫ (мн.ч.); все каторжники Сибири? Предположение снимается конкретизацией за счет метафор их «труда», «терпенья», «дум» (выявляется принадлежность лирических ВЫ к благородному сословию, интеллигенции)

Аллитерация с Р – упорство, твердость, нечто грозовое, до поря скрытое в глубине земли как магма

Руды – Благодатский рудник, Петровский завод в Сибири

Аллитерация с Р – упорство, твердость, нечто грозовое, до поря скрытое в глубине земли как магма

Руды – Благодатский рудник, Петровский завод в Сибири

Нечастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Надежда – ВЕРная сестра несчастью в контексте произведения; в православной традиции сестры Надежды – Вера и Любовь, мать – Софья, Мудрость. Любовь упоминается в следующей строфе.

Во глубине руд, мрачное подземелье, каторжные норы – декабристы похоронены заживо, скрыты в подземном царстве мрачного Аида -Николая I. Диссонанс между тенями, лишенными всего перед изгнанием из мира живых и «бодрость и веселье», «желанная пора» (у теней не может быть желаний).

Придет желанная пора – весна, пробуждение долгожданное

"Во глубине сибирских руд..."

Царство мрачного Аида, царство мертвых, теней без тел, откуда нет возврата (река Лета, Харон, река Лета) – «Легенды и мифы Древней Греции»

Декабристы мертвы для мира – перед ссылкой лишались всего: титулов, собственности, наград (генералы 1812 года!), семьи

См. также в «Стансах» А.С. Пушкина (“В надежде славы и добра…»)

Любовь и дружесво до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Любовь – вслед за декабристами в ссылку последовали, отказавшись от титулов, детей, семьи, богатства их жены, «декабристки».

Контекстные антонимы: каторжные норы – свободный глас.

Распространенное сравнение включает в себя еще одно сравнение: «Любовь и дружество до вас дойдут…., как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

Подземные норы (смерть, Аид; физическая смерть античность – гражданская смерть декабристов, уныние – смерть веры, духа) – свободный глас певца, поэта, доходит под землю (Орфей, пробуждает веру в воскресение; спускается за Эвридикой; Пушкинский голос спускается за декабристами, чтобы поднять их настроение; ср. «Если б Орфей не сошел в Аид Сам, а послал бы голос Свой, только голос послал во тьму, Сам у порога лишним Встав, — Эвридика бы по нему Как по канату вышла…»)

Пушкин в ссылке, в Михайловском, но он внутренне свободен. Значит ли это то, что декабристы внутренне сломлены и оттого несвободны? Что свобода не извне, а изнутри, и что решение – за личностью?

Оковытяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут

Оковы тяжкие – постпозиция, тяжесть физическая и духовная, оковы тела и духа, слова.

Меч отдадут – вернут меч = вернут права, отобранные при гражданской казни? Перед казнью и ссылкой в Сибирь над головой декабристов (в ночь с 12 на 13 июля 1826 года: 97 человек в Санкт-Петербурге и 15 морских офицеров в Кронштадте) ломали надпиленную шпагу – как часть гражданской казни (в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и пр.).)

Обещание светлой жизни после смерти! Суда справедливого Всевышнего?

Темное связано с политической внешней и внутренней несвободой интеллигенции, свобода – с созидательным трудом народа-земледельца.

"Во глубине сибирских руд..."

Отзвуки Вели́кой францу́зской револю́ции (фр. Révolution française) 1789-1799 гг.

Революция началась с кровавого взятия Бастилии – темницы, крепости-тюрьмы, символизировавшей репрессивную мощь государства (= Петропавловская крепость)

Основание Первой французской республики (сентябрь 1792 года) де-юре свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство» (он же лозунг декабристов)

«Свобода, ведущая народ» (фр. La Liberté guidant le peuple), или «Свобода на баррикадах» — картина французского художника Эжена Делакруа, 1830 г.

 

Перековать мечи на орала (поэты, творческая интеллигенция среди декабристов; созидание, любовь, плодородие вместо разрушения и сеятелей смерти) – В Ветхом Завете, в Книге пророка Исайи (гл. 2, ст. 4), предсказывается второе пришествие на землю Иисуса Христа и вечный мир, который должен после этого наступить: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».  «Орало» в переводе с церковно-славянского — «плуг».

Формально стихотворение поделено на 4 катрена.

Жанр – гражданское и дружеское послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, рифмовка в первой строфе перекрестная АВАВ, в остальных – кольцевая АВВА. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Больше всего в тексте метафор: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут», «свобода примет вас радостно у входа». При помощи этого языкового средства поэт оживляет абстрактные понятия.

Эпитеты служат для создания атмосферы сибирской каторги, поэтому большинство из них мрачные: «скорбный труд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «оковы тяжкие».

В декабре 1825 года в период восстания декабристов  Пушкин пребывал в ссылке в Михайловском.

В июле 1826 г. вступил в действие приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них был Кюхельбекер, Рылеев, Пущин. Участников восстания хотели казнить, но потом заменили приговор и отправили их на каторжные работы.

В 1826 г. Пушкин с разрешения Николая І (с которым даже встречается лично) вернулся в Москву, а вскоре приехал и в Петербург.

Стихотворение написано в 1827 г. по случаю годовщины восстания декабристов.

В Сибирь его в рукописи доставила А. Г. Муравьева, ехавшая из Москвы к мужу на каторгу в январе 1827 года.

Декабрист А.И. Одоевский ответил А.С. Пушкину стихами: «Струн вещих пламенные зву­ки…». Эти стихи также распространялись в списках.

В стихотворении «Друзьям», «Пире Петра I», «Герое», «Стансах» — Пушкин  призывал Николая I вернуть с каторги декабристов.


Спустя четверть века амнистию получили лишь немногие декабристы, которые смогли дожить до этого момента и вернулись домой глубокими стариками, лишенными всех титулов, средств к существованию и никому не нужными.

Многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был по натуре бунтарём. В декабре 1825 года, во время восстания декабристов, он, к счастью, находился в ссылке в Михайловском. Иначе, ему, как пяти основоположникам декабризма, грозило бы повешение или как многим из его друзей –   ссылка в Сибирь, на каторжные работы. 

В 1827 году, к моменту отъезда в Сибирь жен декабристов, было написано для отправки с ними и это стихотворение. Интересно, что лирический герой обращается к адресатам как «братьям», подчеркивая свое духовное с ними родство, поддержку их начинаний, веру в их идеалы. 

Интересен выбор слов в поэтическом тексте. «Во глубине сибирских руд» – одной строкой поэт передает атмосферу, в которой происходит действие. Перед нашим мысленным взором возникает темное подземелье, далёкого от всего и всех, глухое и безразличное к движению муравьев-человечков. Рождается чувство насильственной изоляции и давящего одиночества.  Лирическое Я пытается противостоять этой безнадежности – светом надежды, обещая страстотерпцам («храните гордое терпенье»), святым мученикам Х1Х столетия, что их «скорбный труд» не напрасен.

Атмосфера же становится всё темнее и страшнее. Лирический герой описывает это место как «мрачное подземелье», усиливая давящую атмосферу. Ссылка превращается в чистилище или ад – в мире перевернутых, извращенных ценностей, где лучшие души низвергаются государством во тьму.

Слово «мрачные» повторяется и в третьей строфе. Однако там «каторжным норам» противопоставляется образ «бодрости и веселья». Оказывается, что через «мрачные затворы» до узников дойдут любовь и дружество. А значит, возможен и обратный путь ссыльных, в мир света и разума, в котором их «встретят радостно у входа».

Хотя текст и имеет историческую подоплеку (многие жёны и невесты декабристов, лишаясь титулов и преимуществ, последовали за мужчинами в ссылку), – тем не менее, последние строфы звучат как утопия, обещание несбыточного рая на земле. Как утопичен для Российской Империи образ Великой Французской Революции в последней строфе текста (ибо читатель понимает, насколько далека от нее Россия). Поэтому последняя строфа звучит как обещание вечной жизни у постели умирающего больного (ср. А. Блок «Девушка пела в церковном хоре»). Или, быть может, Пушкин имел в виду посмертное освобождение души и награду в лучшем мире, без битв, гле все люди – братья?

В поэтическом тексте Пушкина «Во глубине сибирских руд» раскрывается взаимосвязано несколько тем: изгнания, насильственного одиночества, стремление к воплощению идеи равенства и братства, веры в преобразования и человека, утопическая надежда на светлое будущее. Тема светлого будущего кажется самой главной в этом тексте, ведь адресаты лирического Я отдали за него свою свободу. Но это остается всего лишь светлой «надеждой» в беспросветных глухих к мольбам и стенаниям подземельях великой Империи.

Автор раскрывает тему ожидания светлого будущего как через прямые указания на то, что страстотерпцам воздастся за их «тяжкий труд и дум высокие стремленья». А также через введение в текст образа трёх сестёр: Надежды, Веры и Любви, – как помощниц страдальцев.

Также, во время чтения поэтического текста, можно заметить, что чаще всего используются глаголы движения (придёт, дойдут, доходит) и в конце используется глагол «примет». То есть создаётся ощущение движения, внешней динамики в мире – как источника надежд адресатов стихотворения.

В тексте также через движение происходит олицетворение абстрактных сущностей (пора, любовь и дружество). Автор использовал ряд возвышенных метафор, как то: «гордое терпение», «скорбный труд» и «высокое стремление», – приподнимающих адресатов текста над реальностью. Появляется и постпозиция «оковы тяжкие», где слову «тяжкие» придаётся логический акцент, усиливающий его не чисто физиологическое, а скорее духовно-нравственное значение.

Автор реализует связь со своими читателями через использование прямой речи, обращенной к адресатам. Стихотворение написано в жанре дружеского письма (послания), гражданской лирики. С помощью средств художественной выразительности, которые я перечислила, читатель может представить и почувствовать гнетущею атмосферу изоляции. И через эти письма лирическое Я вселяет надежду и веру в будущее и в нас. Резкие звуки «р» как бы передают стук цепей кандалов и кипение в груди несогласных со своей судьбой, противящихся ей узников.

Использованные материалы

  • В. А. Тропинин “Портрет Александра Сергеевича Пушкина” 1827г.
  • Икона “Вера, Надежда, Любовь и мать их София”
  • Н. П. Репин “Декабристы на мельнице в Чите” 1828-1830гг.