29.03.2024

“За Отрока – за Голубя – за Сына…”

67984199

За Отрока — за Голубя — за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!

Отрок — устар. мальчик-подросток в возрасте между ребёнком и юношей; он же – младший член дружины князя в Древней Руси. От др.-русск. отрокъ, от праслав. *ot(ъ)rokъ «ребёнок, раб» (тот, кто не умеет, не может или не имеет права говорить).

Голубь – птица, являющаяся в православии символом Св. Духа в триединстве Отец-Сын-Святой Дух. Также мира и любви, ср. голубить – ласкать. Символ Благовещения (рождение Алексея было благой вестью и для царской семьи, в которой до тех пор рождались только девочки, не-наследники престола; и для Империи, получавшей доброго наследника престола). Вероятно, родственно лит. gulbė̃ «лебедь»

Сын – написанное, как и первые два определяющих (возраст, характер), с большой буквы, относимо или к наследнику престола или к божественному (Сын императора или Бога). Возможно также контекстное прочтение Сына – церковной России (образ матери-России, матери-Родины далее раскрывается прямо).

Лирическое Я с первой строки дает не только родословную, но и характерологический, индивидуальный портрет Наследника.

3х повтор конструкции ЗА + Р.п. характерен для молитвы. Также возможно передает идею Триединства (без Отца, как отрекшегося от своего Престола; голубь – как знак привязанности к матери (Голубя посвящают Великим Матерям и Царицам Небесным)) и трех ипостасей/ролей пока не названного царевича Алексея: возрастная (переходный возраст, отрочество) – духовная (переход от земного к небесному) – семейная (переход по линии наследования власти, цесаревич – цесарь, Цезарь).

Алексей (церк. Алексий) — наследник престола цесаревич Алексей Николаевич (1904 — 1918).

Церковная Россия – антипод России светской, неверующе, верующая и живущая не по человеческим законам, а по божеским заповедям страна. Ибо именно люди с их эгоцентризмом, корыстолюбием, лживостью и др. грехами привели Россию на грань катастрофы, вынудив императора к отречению.

"За Отрока - за Голубя - за Сына..."

«Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы» (записано Офросимовой)

Голубь (голубка) символизирует дух жизни, душу, переход от одного состояния к другому, дух света, непорочность, невинность, нежность и покой. В христианстве – символ Святого Духа, чистоты, вдохновенной мысли, мира, Крещения, Благой Вести, воды творения, любви, безмятежности, надежды. “Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби” (Мф. 10, 16)

Очи ангельские вытри,
Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий — Димитрий.

Очи ангельские вытри – лирическим ТЫ в стихотворении выступает собирательный образ России, получающий с каждой строфой новые уточняющие определения. Чьи ангельские очи – а) свои, России  или б) царевича. Плачущая Русь (былинный образ Ярославны, оплакивающей своего погибшего от рук врагов мужа) или плачущий ребенок?

Пал на плиты – насильственность смерти (пал, павшие), усугубляемая жесткостью-жестокостью плит (падение хрупкого на холодный камень, внезапное и окончательное).

Голубь углицкий — Димитрий. — Царевич Дмитрий (1582 — 1591), сын Ивана Грозного, был убит в Угличе, как полагают, по тайному приказанию Бориса Годунова. С гибелью царевича Дмитрия в России закончилось правление династии Рюриковичей и началось Смутное время. После отречения Николая II в пользу брата Михаила от престола в 1917 г.  также ожидали новой смуты.

Образ Голубя – повторяется во второй раз, но уже в связи с историческим лицом, царевичем Дмитрием, обозначая ту судьбу, от которой лирическое Я молит уберечь последнего из потомков Романовых.

Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него — любовной благодати?

Ласковая ты, Россия, матерь! – для современников в период написания стихотворения «ласковость» Империи кажется сомнительной. Также недостоверна она и для читателя (после 2ой строфы, с упоминанием о принесении ребенка на алтарь власти). В чем причина неискренней похвалы России, произнесенной лирическим Я? Скрытая ирония (НЕ ласковая) или попытка задобрить, улестить, назвав зло добром? Интонация, передаваемая !, указывает больше на первый вариант.

Форма «матерь» – см. Матерь Божия (звательный падеж, обращение в молитве)

Ах, ужели у тебя не хватит – прочитывается как а) тебя не хватит (в великой России не найдется места для царевича, лишенного трона) и б) тебе не хватит (уже принесенных жертв, того же царевича Дмитрия)
На него — любовной благодати
? – лирическое Я призывает на царевича благодать, спасение любовью, снисхождения и милосердия России-Богоматери (пытается пробудить материнское начало в ней)

Благода́ть (др.-евр. חן, др.-греч. χάρις, лат. gratia) — одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»). Благодать понимается как действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. В представлении о благодати сочетается понимание её одновременно как деяния и как силы.

Грех отцовский не карай на сыне.
Сохрани, крестьянская Россия,
Царскосельского ягненка — Алексия!

Грех отцовский не карай на сыне. – лирическое Я, судя по предшествующему стихотворению «Царю – на Пасху» от 2 апреля, считает отречение Государя от трона бесславием, вероломством, грехом (грехопадением, бесславным падением – не в битве, сдался на милость предателей). И опасается, что Россия дворянская, вероломная (см. отсылку к истории Димитрия) покарает сына из-за слабости, отступничества отца.

В этом же – причина обращения за милосердием к России иной, «крестьянской», верующей.

Ягненок – агнец – кротость и жертвенность, жертвоприношение на алтарь.

Пасхальный агнец – восходит к библейской истории о наказании народа Египта Богом страшной казнью за то, что фараон не отпускал евреев. И у людей и у скота погибли все первенцы мужского пола. Лишь евреи, на двери коих была метка кровью агнцев, миновало это наказание. С тех пор В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца — однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1—10, Чис. 9:1—14)

В эти дни вся семья Николая Второго находилась под домашним арестом в Царском селе (их поместили под арест в Александровский дворец, где они пробыли вплоть до августа 1917-го.) — поэтому Цветаева называет царевича Алексея «царскосельским ягнёнком».

«Царю — на пасху» (2 апреля 1917)

Пал без славы
Орел двуглавый.
— Царь! — Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз —
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

 

"За Отрока - за Голубя - за Сына..."
3 дочери и сын Николая II в Царском селе, май 1917 г.

Сохранились воспоминания солдат охраны царскосельского дворца как раз из тех пасхальных дней 1917 года, когда было написано цветаевское стихотворение.

Пьяные матросы, увидев в саду одиннадцатилетнего Алексея, начали хохотать и злорадно кричать: «Ну что, Царь несостоявшийся?! Эх, заживём теперь без вас!». Им хотелось унизить арестованного ребенка.

«И как же вы теперь заживёте?» — спокойно спросил их Алексей. Матросы растерялись и слегка замешкались, а царевич, вдруг улыбнувшись сказал:

— «Христос воскресе, братцы!».

— «Воистину воскресе!» — вытянувшись во весь рост, дружно грянули матросы.

Летом 1917 года по решению Временного правительства император Николай Второй вместе с супругой и всеми детьми был отправлен в сибирскую ссылку.

После октябрьской контрреволюции, в июле 1918 года царская семья была зверски убита большевиками в Екатеринбурге.

4 апреля 1917,
третий день Пасхи

Третий день Пасхи

I. день Воскресения Христа (воскрес на третий день, в воскресенье), он же – первый день Пасхи

II. Собственно третий день Пасхи – светлый вторник:

 – обычно посещают родственников, друзей и знакомых; крестьяне навещают озимые посевы -поздравив ниву с Пасхой, они садятся на обочине, едят освященное яйцо и закапывают его скорлупу – чтобы земля хорошо родила

– день, когда верующие произносили заговоры на здоровье (в т.ч. и от неизвестных болезней) и на семейный покой (отсутствие ссор в семье)

– день рождения Александра Николаевича Романова (будущий император Александр II), род. В третий день Пасхи, (17) 29 апреля 1818 года в Чудовом монастыре в московском Кремле, куда вся императорская семья прибыла в начале апреля для встречи Пасхи. Император-либерал, помиловавший декабристов, отменивший крепостное право, но не успевший из-за убийства подписать указы по преобразованию госуправления и экономики.

«Я желаю лишь одного – чтобы Наследник дал России в лице своего сына второго Петра Великого».

Алексея Михайловича Николай II выделял из ряда многих своих предшественников. Именно идеал Московского царства казался ему наиболее близким и органичным порядком государственного устройства. Император даже предстал в образе Алексея Михайловича на знаменитом костюмированном балу в Зимнем дворце, который состоялся в феврале 1903-го – опять-таки в год, предшествовавший рождению цесаревича.

«За Отрока – за Голубя – за Сына» |Историк

Об отречении Николая II (2 марта 1917 г.) и роли Родзянко в процессе дестабилизации Российской империи 

Уже 27 февраля Временный комитет Госдумы предпринимает действия, которые демонстрируют готовность к перевороту и формирование Временного правительства.

28 февраля по указанию Родзянко Бубликов рассылает телеграмму: «Железнодорожники! Старая власть, создавшая разруху во всех областях государственной жизни, оказалась бессильной. Комитет Государственной думы взял в свои руки создание новой власти. Обращаюсь к вам от имени Отечества — от вас теперь зависит спасение Родины…» Из нее о перевороте/ революции узнают за пределами Петербурга.

Николай II сказал, что уедет за границу и будет там жить до окончания военных действий, а затем вернётся в Россию, поселится в Крыму и полностью посвятит себя воспитанию сына. Некоторые из его собеседников сомневались, чтобы ему это позволили, но Николай отвечал, что родителям нигде не воспрещают заботиться о своих детях. Всё же какие-то сомнения зародились и у него, и он в первый раз откровенно обратился к личному врачу С. П. Фёдорову по поводу здоровья царевича. Царь попросил его искренне ответить, возможно ли излечение наследника, на что получил ответ, что «чудес в природе не бывает» и что в случае отречения наследнику, скорее всего, придётся жить в семье регента. После этого Николай пришёл к новому решению — отречься сразу и за своего сына, с тем, чтобы оставить его с собой.

Жанр – молитва (что оправдывает обилие синтаксических конструкций прямого обращения с повелительным наклонением глаголов). Адресат – крестьянская, церковная Россия, Россия-матерь.

Интересно, что в тексте использованы просторечные слова и словоформы (оправдано обращенностью к крестьянской России)

 

Тема отца и сына – исконно христианский мотив (Бог-Отец, Бог-сын и Бог-Св.Дух в их триединстве неразрывном). Здесь функцию связующего, благовестника – Св. Духа – перенимает лирическое Я.