01.03.2021

“Зимнее утро”

09691a88b1e673e1c1514deb9c33f7aa

Приступая к построфному анализу и интерпретации, важно отметить, что в тексте представлены следующие виды троп и стилистических фигур:

  • эпитеты,
  • олицетворения,
  • сравнения,
  • обращения, а также риторическое обращение.

Прослеживается огромное количество эпитетов как положительной («друг прелестный», «великолепными коврами», «прозрачный лес»), так и отрицательной («тучи мрачные», «поля пустые») окраски. Положительные тропы в тексте встречаются чаще, что позволяет наполнить произведение дополнительным оптимизмом и радостными эмоциями.

В тексте присутствует не только грамматически обусловленная, но и авторская пунктуация.

Например, “И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:”.

При этом, тире подчеркивает долготу паузы, а многоточие отражает прерывистость потока сознания.

Знаки препинания передают эмоциональное состояние лирического Я, помогая читателю реализовать процесс чтения в соответствии с авторской интенцией.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Эпитеты: чудесный, прелестный (передает эмоциональное состояние лирического героя, его радость и великолепное настроение)

Лирическое ТЫ (женского рода, т.к. Обращение красавица). обращение на «ты» противоречит правилам этикета 19го века и русской национальной картине мира в целом (в России принято к незнакомым и малознакомым людям, особ. между жен. и мужч. Обращение на «Вы»). Т.е. лирическому Я было важно «приблизить» лирическое ТЫ к себе, ввести в свое личностное пространство. Красота может быть не только внешная, но и внутренняя.

Аврора – древнеримская богиня рассвета, зари (Ранее утро).

Навстречу новому дню, божеству заря.

Преобладают звуки [з], [с]

Особое внимание при первом просмотре обращает на себя внимание постпозиция эпитетов к определяемому понятию, придавая тексту динамичность: день чудесный, друг прелестный.

Первая и последние строки: восклицания, что передает радостное и торжественное настроение лирического Я

Северная звезда – полярная звезда. Путеводная звезда на севере, по которой раньше ориентировались путники.

Пробуждение человека и природы, контраст данный поэтом. Противопоставление прежних устоев жизнь и нового.

Контраст

Лирический герой восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Возможно обращение лирического Я, к музе, пора бы проснуться, чтобы дать направление, как путеводная звезда

“Мороз и солнце”- сильная позиция, абсолютное начало лирического произведения. Краткое и стремительное начало.

Мороз и солнце антонимы, но в этом стихотворении это контекстные синонимы, источник хорошего настроения, чудесного дня.

Нега – Устаревшее слово 1. Полное довольство. Жить в неге.  2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». В данном случае НЕГА= СОН, состояние безмятежного покоя

Словарь языка Пушкина – 1. Довольство, пребывание в довольстве, без забот и нужды. 2. Состояние безмятежного покоя, блаженство, наслаждение

Сомкнуты – краткое прилагательное (усечённое причастие, которое, как и усечённое прилагательное, было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов XVIII – первой половины XIX века)

Грамматическая форма “Авроры”.

Ведь сейчас после предлога навстречу следует дательный падеж существительного и по современным правилам должно быть «Навстречу северной Авроре». А у Пушкина родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая архаическая форма.

Место где-то за окном и комната, где находится лирическое Я и ТЫ.

Дремать – 1. Пребывать в сонливом, полусонном состоянии. 2. Пребывать в состоянии покоя.  Очень часто употреблялось в значении природа дремлет, зимой.

Пробуждение мира, как утренняя заря

Параллелизм пробуждения природы и нового ведения, проснись не только физически, но и духовно- прозрение.

Параллелизм света.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Просторечие- показатель близости лирического Я к народу

Олицетворения: вьюга злилась, мгла носилась- показатель живой природы, природа- 3 герой в стихотворении.

 

Сравнение: Луна, как бледное пятно полутон, бледность (противопоставление яркости 3 строфы), как передача настроения лирического ТЫ (печальная сидела)

БОЛЕЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЖЕЛТИЗНА, БЛЕДНОСТЬ, МРАЧНОСТЬ.

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УТРОМ РАССЕИВАЕТСЯ

 

Лирическое ТЫ (см. Строфа 1)

 

Аллитерация [м]

Вечор- вчера вечером

 

Обычно слово МГЛА используется, как тьма и мрак, в стихотворении это густой снег, завеса, темнота= новое контекстное значение.- ПРОСВЕТЛЕННЫЙ ВЗГЛЯД

 

Нынче – сегодня Противопоставление вчера- сегодня

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит. Параллелизм тьмы

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Сегодня чудесное утро, яркое,  солнечное Антитеза ко второй строфе: мрачное вчера против яркого сегодня. Просветление, выздоровление, снятие завесы и пелены, все освещено.

Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.

 

Место действия: за окном, на улице Анитеза

Антонимы 2 И 3 строф, все слои: небо, снег, солнце, лес, речка.

Большое количество эпитетов и олицетворений Большое количество красок

Очень яркие образы, можно закрыть глаза и детально представить все

Воплощение света, нежности, красоты.

 

все залито ярким светом чудесного утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом.

Единственное темное пятно: лес чернеет, но оно прозрачно.

Ночью призрачный, Днем- прозрачный.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь.

Можно услышать потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев.Сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р] [щ],это аллитерация.

Янтарный блеск- очень светлый, приятный, теплый, (противопоставление холодному утру), прозрачная дымка, напыление. маленький мир, маленькое пространство. Деревенское пространство

Антонимы со 2 строфой. Распахивается в мир за окном Риторический вопрос Противопоставление спокойного нахождении, думы на лежанке против авантюры с санками и кобылкой.

Противопоставление 2 и 3 строфе: где- то за окном против уютной комнаты

 

Лежанка –выступ у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.

 

В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо нормативного, правильного современного запрячь от глагола запрягать. Во времена Пушкина та и другая форма существовала на равных, и, несомненно, форма «запречь» появилась тут у Пушкина для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Антитеза строфе 4

Уютный теплый дом против холода на улице

 

Берег какой? Милый для меня- знакомый, который часто видел, любимый, родной.

 

Берег употребляется не в основном, прямом, номинативном значении «край земли около воды», а в значении «местность около реки». Около какой? Около Верхней Волги, так как стихотворение было написано в селе Павловском Старицкого Уезда Тверской губернии.

Ассоциативный ряд

Берег, как граница и рубеж. Как родная граница.

Если берег жизни, то бег прервется. Зима- сон

Река Лета и Стикс

Персефона и Деметра: природа в трауре, пока Персефона в царстве Аида и снова откроет взоры, когда вернется к матери ее любимая дочь, природа оживет.

 

Бег коня, как течение времени, время в судьбе человека.

Эпитеты: утренний снег, друг милый, нетерпеливый конь, поля пустые, леса густые, берег милый (все поспозиция, усиление) обращение (друг милый), ближний круг лирического Я

 

Пустые поля, леса недавно столь густые- природа отдыхает, находится в зимнем покое, как и лирический герой.

Обращение к прошлому, но со светлой печаль. Потому что совсем скоро леса будут снова густые.

 

 

Нетерпеливый конь- который стоял в стойле долго, молодой конь. Запертый и выпущенный конь. Свобода в пространстве.

Предложенное для анализа стихотворение “Зимнее Утро” было написано А. С. Пушкиным в 1829 году. В данный период в Российской империи уже состоялась попытка государственного переворота в 1825 году и в 1826 году А. С. Пушкин вернулся из северной ссылки. Это был нелёгкий период в жизни поэта. Примерно за полгода до этого он сватался к Наталье Гончаровой, но получил отказ, по словам Пушкина сведший его с ума.

Н.Н. Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова.

Стремясь как-то отвлечься от неприятных переживаний, поэт выбрал один из самых безрассудных способов – уехать в действующую армию, на Кавказ, где шла война с Турцией.

Наталья Гончарова. Рисунок А. С. Пушкина с надписью «О горе мне! Карс! Карс!». 1829 г.

Пробыв там несколько месяцев, отвергнутый жених решает вернуться и повторно просить руки Натальи. По пути домой он заезжает к своим друзьям, семейству Вульфов, в село Павловское Тульской губернии, там и создаётся это произведение.

Безусловно нельзя проводить прямые параллели между авторским Я и лирическим Я, но в стихотворении можно найти образы, отражающие мировозрение поэта: Пушкин с глубоким трепетом и любовью относился к русскому народу и русской природе и он с непревзойденным мастерством передавал это в своих стихотворениях. Приступая непосредственно к анализу поэтического текста, необходимо указать, что он написан излюбленным Пушкиным четырехстопным ямбом, что делает стихотворение очень легким и мелодичным. Этот размер традиционно использовался для написания лирических (особенно пейзажной лирики) и драматических произведений. Рифма стихотворения смешенная – две рядом стоящие строки, скрепленные женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки, благодаря чему мелодика стиха напоминает движение, которое нас подхватывает и уносит с собой. Предложения плавно перетекают друг в друга, тем самым создавая гибкую текстовую канву. Преобладание сонорных Л, Р, М, Н делает стихотворение по звукописи звонким и это напоминает зимний ветер, пронизывающий все тело. Рифмовка стихотворения: первые две строчки это смежная рифма, а последующие 4 это кольцевая рифма. Из сказанного выше можно сделать вывод и о жанре стихотворения – это пейзажная  лирика.

Название стихотворения “Зимнее утро”, что сразу настраивает читателя на нужный лад, вызывая ассоциации.

В первой строке автор сразу же задает настроение всего лирического текста: Мороз и солнце; день чудесный! Красота природы выводится на первый план и зимнее утро становится главным мотивом всего произведения, который пронизывает все пять строф стихотворения. Если попытаться охарактеризовать, исходя из стихотворного текста и абстрагируясь от биографии автора, лирическое Я, можно говорить о его душевной близости с природой, восхищением природой и открытости к приключениям.

Композиция поэтического текста линейная: она представляет собой монолог лирического Я, обращенный к своему очень близкому человеку: любимой женщине или музе (лирическое ТЫ). Лишь третья строфа выглядит лирическим отступлением, целиком посвященным описанию пейзажа. Лирическое произведение основано на постоянных контрастах, что дает стихотворению очень динамическое развитие. Один образ в следующей строфе заменяется другим. Плавное и спокойное повествование переходит в восклицания. Лирический герой- тонкая натура, эстет, чувствует природу и тонко передает все оттенки.

Обычно стихотворения считаются бессюжетными, но данный образец показывает очень простую истину: за черной полосой  обязательно последует белая. Жизнь человека подобна течению природному времени. Это понимание нужно хранить в себе, даже в тяжелые и темные моменты, помня это. Часто причины хорошего или плохого настроения часто обусловлены состоянием природы. Какие бы неприятности и трудности не испытывал человек в жизни, прекрасная погода способна развеселить его дать возможность вновь почувствовать себя счастливым, главное быть открытым и видеть эту невероятную красоту. Эта мысль имеет непосредственное отношение к жизни самого поэта. В 1829 г. Пушкин находился в тяжелом душевном состоянии. На его предложение Н. Гончаровой был дан неопределенный ответ, но уже в 1831 году состоялось венчание. Какие произведения возникли в этот период.

В. Комаров. Пушкин и Гончарова. Знакомствою.