26.04.2024

Порядок анализа и интерпретации поэтического текста

Автор стихотворения, период жизни и творчества

Дата написания стихотворения. Исторические и биографические коллизии в данный период.

Предложенное для анализа стихотворение написано … (автор, Тв.п.) в …. году.

В данный период в России (происходил, случился, состоялся, свершился, шёл…)

Для автора это время являлось … (наиболее сложным, плодотворным, переломным… в жизни, в творчестве…), поскольку он(а) …

Безусловно нельзя проводить прямые параллели между авторским Я и лирическим Я, но в стихотворении можно найти образы, отражающие реалии жизни поэта. Например, …

Стихотворение построено как … (диалог, монолог, система риторических вопросов…). Складывается впечатление, что весь текст – это… (попытка самоопределения, стабилизации, воздействия на ситуацию, …) лирического Я.

Приступая непосредственно к анализу поэтического текста, необходимо указать, что он написан… (размер, Тв.п.)

Этот размер традиционно использовался для написания (од, посланий, философской и пейзажной лирики…)

Анапест, дактиль, амфибрахий, ямб…

По месту ударения в рифмующихся словах:

– мужская (посл.слог),

– женская (предпосл.слог),

– дактилическая (3тий слог от конца),

– гипердактилическая (4ый и далее слог от конца).

По точности созвучий:

– богатая (совпадает опорный согласный звук, обычно рифмуются 3 последние буквы),

– бедная (частично совпадают заударные звуки и ударный гласный),

– ассонансная (совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные),

– диссонансная (не совпадают ударные гласные при совпадении согласных),

– усечённая (лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов)

См. википедия!

Рифма стихотворения – …, благодаря чему мелодика стиха напоминает (плавные притоки и отливы волн, каскад водопада, …)

Преобладание … (сонорных р, л, м, н; свистящих з, с, ц; шипящих ж, ш, ч; гласных над согласными) делает стихотворение по звукописи … (более мягким, более четким, подобным военному маршу, мелодично-мягким…)

Рифмовка стихотворения – …, подкрепляющаяся (или нет!) композиционно … (повторами, полными и частичными – для кольцевой рифмовки)

– кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba,

– смежная (парная) рифма aabb,

– перекрёстная рифма abab,

– сквозная рифма aaaa (т.е. проходящая через всё произведение)

лирические, то есть поэтические: лирическое стихотворение – в т.ч. любовная, гражданская, философская лирика; элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия, сонет

лироэпические: баллада, поэма

Из сказанного выше можно сделать вывод и о жанре стихотворения (обслуживаемом традиционно именно данными размером, рифмой, рифмовкой или наоборот, на сей раз не отраженном в выбранной авторами технике стиха) – …

Обращает на себя внимание, что поэт отклонился от традиции жанра (строго соблюдает традицию жанра). Например,

Несмотря на …, жанр определяется однозначно как…

Название стихотворения является для него своеобразной «программой», готовя, настраивая читателя. В нашем случае на … , потому что …

У стихотворения нет названия, поэтому традиционно оно называется по первой строке. Она же – сильная позиция начала поэтического текста.

Наиболее сильная позиция ПТ.

Если есть – анализ начинается с него. Настраивает читателя, позволяя заглянуть в суть ПТ, важную для автора.

Если нет – замещается 1 строкой.

Кроме названия:

– эпиграф, если есть – выполняет функцию названия при его отсутствии

– абсолютное начало и конец стихотворения

– начало и конец каждой строфы

Возможно появление авторских сильных позиций, выделенных графически (важно, чтобы графическое построение стиха было именно оригинально-авторским, а не издательским).

В первой строке автор задает … (настроение, место действия, ситуацию стихотворения), знакомит нас с … (лирическим Я, Ты, ОНА, с лирическими героями).

Кроме того, обращают на себя внимание словоформы …, стоящие в сильных позициях… (конца строки, конца строфы).

В сильной позиции конца стихотворения находится…

При сопоставлении текста в сильных позициях… (начала и конца строфы, стихотворения) становится ясна… (позиция, картина мира, мифотворчество…) автора.

Если попытаться охарактеризовать, исходя из стихотворного текста и абстрагируясь от биографии автора, лирическое Я, то можно говорить о его … (эгоцентричности, ориентированности на внешний мир, зависимости от …, независимости от…, (не)стабильности в …)

В стихотворении отсутствует лирическое Я. Оно заменяется … (лирическим ТЫ, ОНА, МЫ, ОНИ), отражая … (особенность мировосприятия автора, процесс мифотворчества автора…)

Ситуация, разворачивающаяся в стихотворении, построена на … (сопоставлении, противопоставлении, параллелизме…) позиций лирических героев. Они …

Лирическое Я – НЕ идентично автору! Никогда не проводить прямые параллели, так как это – образ.

Лирическое ТЫ или ВЫ (ед.ч.) – намеренное приближение или дистанцирование от лирического Я.

Важно для понимания как позиции лирического Я в мире, так и картины мира в целом.

– Порядок слов (соответствует разговорному или видоизменен, например, эпитет в постпозиции к определяемому им слову и т.д.; если видоизменен – рассмотреть, что это дает тексту)

– выбор лексики (одностилевая-разностилевая, возвышенная или разговорная или смешанная; есть ли фразеологизмы, устойчивые сочетания слов – насколько их использование соответствует традициям)

– тропы и стилистические фигуры (тропы: метафоры, эпитеты, метонимия, синекдоха, сравнения, гипербола, литота, перифраз, олицетворение; стилистические фигуры: риторический вопрос, риторическое обращение, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, умолчание, многосоюзие, бессоюзие, параллелизм, инверсия)

http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/osnovnyie-tropyi-i-stilisticheskie-figuryi

– знаки препинания (преобладание одного или нескольких знаков и их комбинация, авторские знаки – не отражающие правила грамматики русского языка; эмоции и интенции, передаваемые знаками препинания)

– наличие интертекста (скрытые и явные цитаты не только из др.произведений литературы, но и отсылки к произведениям мировой художественной культуры; в т.ч. самоцитирование автора, позволяющее проследить преемственность тем)

– преемственность образов и тем, их развитие внутри данного текста и творчества автора и его предшественников и современников

Приступая к построфному анализу и интерпретации, важно отметить, что в тексте представлены следующие виды троп и стилистических фигур: …

Особое внимание при первом просмотре обращает на себя постпозиция … (эпитетов, метафор…) к определяемому понятию. Тем самым определяющие ставятся в позицию предиката, придают тексту динамичность. И одновременно стоят в сильной позиции … (конца строки, строфы, текста), создавая логические эпицентры описания (формируя эмоциональный фон текста…)

В тексте присутствует не только грамматически обусловленная (отвечающая правилам грамматики и синтаксиса русского языка в эпоху жизни поэта), но и авторская пунктуация. Например, … При этом, тире подчеркивает долготу пауз, многоточие отражает прерывистость потока сознания…

Знаки препинания передают эмоциональное состояние лирического Я, помогая читателю реализовать процесс чтения в соответствие с авторской интенцией (намерением).

В стихотворении присутствуют … (скрытые, явные) цитаты из др. текстов, аллюзии на произведения живописи, архитектуры (назвать – какие и с какой целью – наладить диалог через текст с понимающими эти «коды» современниками; передать сгустки смыслов путем включение в текст интертекста…)

Образы, явленные нам в данном произведении, …(присутствуют как сквозные в творчестве автора (привести примеры)/ абсолютно новы и явно продиктованы эпохой, ситуацией вокруг автора…) Здесь они раскрыты как…

Можно говорить о наличии подтекста, возникающего на стыке собственной биографии (лестницы контекстов) читателя и авторского текста. А именно…

 

В первой строфе…

Во второй строфе …

В третьей строфе…

(анализ и интерпретацию всегда проводить как в направлении «вперед», так и «оглядываясь» на уже прочитанные строфы, с учетом новой информации и идей, возникших при анализе последующих строф…)

 

Можно предположить, что автор был знаком с творчеством… и строка … является интертекстуальной, и должна быть прочитана с учетом …

Образ, созданный в … строфе, разворачивается в …, достигая своей завершенности в …

Композиция поэтического текста …

– линейная (последовательная)

– ступенчатая

– концентрическая (спиралевидная)

– параллельная

– дискретная

– кольцевая

– контрастная

http://velikayakultura.ru/russkiy-yazyk/ritorika-kompozitsiya-teksta

Наличие сюжета (развития действия) или бессюжетность (описание состояния, статики и пр.) Основная тема и проблема, поставленная автором и ее решение в данном тексте.

Возможно выйти здесь на биографический и исторический контекст, помня, что лирическое Я – НЕ синоним авторского Я.

Обычно стихотворения считаются бессюжетными, но данный образец …